Инзов Иван Никитич

Инзов Иван НикитичИван Никитич Инзов. В удивительной и долгой истории города Белгорода-Днестровского есть одна полузабытая дата. 11 ноября 1996 года исполнилось 150 лет с того дня, когда при огромном стечении народа в Свято-Георгиевской церкви (Болгарской) состоялось отпевание тела усопшего Ивана Никитича Инзова. Любой местный болгарин скажет вам: "Это был отец бессарабских болгар". Это он, генерал-лейтенант, наместник Бессарабии, главный попечитель и председатель Комитета иностранных поселенцев Южного края российской империи, принял их, бегущих из турецкой неволи, под свое покровительство. Это он построил город Болград и дал болгарам жилища, работу и хлеб.
Есть много необычного в жизни и судьбе этого человека, которого опальный петербургский юноша Александр Пушкин почитал за своего второго отца. Само рождение Инзова было окутано государственной тайной. Ф. Вигель в своих известных мемуарах писал: "Глубокая тайна покрывает его рождение. Приемышем вырос он в доме Трубецких, которые дали ему наречение Иной Зов или Инзов. И его современники и нынешние ученые не без основания считали и считают, что Иван Никитич Инзов был незаконным сыном императрицы Екатерины II. Впрочем, любые сомнения исчезают, если сравнить его портрет с портретом сына Екатерины Павла - то же лицо, тот же вздернутый нос.


В 1785 году 17-летний Иван Инзов начал военную службу кадетом Сумского легкоконного полка. В 1789 году вместе с М. И. Кутузовым он принимал участие в осаде и взятии турецких крепостей Бендеры и Аккерман. Война 1812 года застала Инзова на посту начальника штаба 3-й армии в Молдавии. А до этого в 1805 году он в качестве адъютанта Кутузова участвовал в Аустерлицком сражении. Инзов стал одним из героев 1812 года, он сражался с французами при Березине и Бауцене. Кроме российских наград, по окончании войны генерал Инзов был награжден высшей наградой побежденной Франции - орденом Почетного легиона - за гуманное отношение к французским военнопленным.
Когда Инзов в 1845 году умер в Одессе и был там похоронен, болгары Бессарабии попросили русского царя разрешить им за их счет "перевезти прах покойного из Одессы на болгарское кладбище, где сооружена для этой цели усыпальница".
Прошение болгар было удовлетворено. Всю дорогу от Одессы до Болграда, около двухсот верст, гроб с телом Инзова не везли на катафалке, а несли на своих плечах болгарские колонисты, молча и тихо сменяя друг друга на ходу. По просьбе аккерманских болгар остановились в Аккермане на улице Кишиневской у Болгарской церкви. Гроб был внесен в храм и установлен посредине под куполом. И священник начал торжественный печальный ритуал отпевания. Народу было столько, что он не вместился ни в церкви, ни в ее дворе. Люди заполнили несколько кварталов прилегающих улиц. Казалось весь Аккерман отдавал последние почести лучшему, преданнейшему другу Бессарабии. С тех пор и до самого разрушения в Болгарской церкви ежегодно в ноябре священники служили заупокойную службу, поминая светлое имя Ивана Никитича Инзова.

Вязмитинов Сергей Кузьмич