Орлов Михаил Федорович

Декабрист Михаил ОрловДекабрист Михаил Федорович Орлов (1788-1842) - внебрачный сын графа, генерал-аншефа Федора Григорьевича Орлова.
Принимал участие во всех походах против Наполеона. Император Александр I приблизил его к себе и давал ему такие серьезные поручения, как заключение капитуляции Парижа, которой окончилась Отечественная война 1812-1814 годов. Генерал в 27 лет, Орлов по возвращении в Россию составил адрес царю об уничтожении крепостного права. Был членом литературного объединения "Арзамас", где впервые встретился с Пушкиным. Протест Орлова против эмансипации Польши и против передачи ей Литвы вызвал неудовольствие императора. Орлов был переведен в Киев начальником штаба 4 корпуса. В Киеве он заведовал ланкастерской школой кантонистов, основанную Раевским. Женился на его дочери Екатерине. Вступив в члены киевского отделения Библейского общества и выбранный его вице-председателем, Орлов произнес прошумевшую речь на всю Россию, призывая вступить на путь просвещения широких масс.


В 1820 году Орлов был назначен командиром 16-й дивизии 2-й армии, стоявшей в Кишиневе. По дороге на место службы он побывал в Тульчине, где был принят в тайное общество. Однако на московском съезде по требованию отца жены Орлов устранился от активного участия в делах общества, что впоследствии спасло ему жизнь. В 1820-1823 годах не раз бывал в Аккермане по делам службы, где встречался с декабристами Непениным, В. Раевским, Охотниковым, Пестелем, Волконским. Своим приказом запретил телесное наказание солдат. В 1823 г. бунт в Камчатском полку послужил поводом к устранению Орлова от командования дивизией. После восстания декабристов Орлов был арестован 21 декабря 1825 года и отвезен в Петропавловскую крепость. Только заступничество его брата Алексея, участвовавшего в подавлении восстания, понизило кару до шестимесячного заключения и высылки в собственное имение, откуда в 1831 году ему было разрешено для воспитания сына переехать в Москву. Здесь он пользовался уважением молодежи как либерал и западник. Гоголь называл его "львом в клетке".

Киселев