Шалва Амонашвили - доктор психологии.

Шалва Амонашвили - доктор психологииС 17 по 21 апреля в Белгород-Днестровском Дворце Культуры пройдет уникальный авторский семинар «Основы гуманно-личностного отношения к Ребенку в образовательном процессе» (Система «Школа жизни») выдающегося педагога современности, академика РАО, доктора психологии, профессора Московского городского педагогического университета Шалвы Амонашвили,- живого классика педагогического искусства. Шалва Алесандрович автор десятков книг, хорошо известных учителям. Он руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики. Его педагогические разработки широко применятся многими учителями Украины.
Но что же такое Туманная Педагогика? В этом на страница  нашей газеты нам поможет разобраться член Правления Всеукраинской культурно-педагогической Ассоциации Гуманной педагогики, Руководитель Одесского областного Центра Гуманной педагогики и Творческой Лаборатории в нашем городе - Валерий Кучеровский.

Дети не хотят идти в школу. И тут и там из их уст вырываются самые недобрые пожелания в адрес своих учебных заведений.
Звонит незнакомая бабушка и делится по телефону историей связанной с ее внуком. Внук говорит:

 - Бабушка, я хочу свою первую учительницу с восьмым марта поздравить.
- Очень хорошо. И своего классного руководителя поздравь.
- Не буду.
- Почему?
- У нас ее никто не любит.

На семинаре академик Шалва Александрович Амонашвили назовет причины отсутствия у детей любви к школе, к учителю, к предмету. Его почти шестидесятилетний педагогический опыт и глубочайшие знания психологии мира детства, сложностей взаимоотношений в школе и семье, высочайший уровень знаний в области философии педагогической культуры и мудрости классиков помЪгает найти ответы на сложнейшие проблемы образования и воспитания души ребенка. Участники семинара узнают также о том, что каждый ребенок приходит в мир с огромным стремлением познавать окружающий мир и желанием как можно быстрее стать взрослым. Он называет это страстями, мощной движущей силой, которая заложена в его природе. Почему же возникает проблема обучения детей в школе, в садике, во всех учебных заведениях и семье?
Вся сложность образования и воспитания в том, что дети приходят новые, а педагогическая парадигма, отношение к детям не меняется. Как сказала на Педагогических Чтениях в Киеве учитель биологии, Рыцарь Гуманной Педагогики из Артемовска Виктория Бак: «Дети приходят из будущего, а мы учителя из прошлого». Происходит столкновение нового и старого мышления.

Как же нам быть в той ситуации, когда в школу приходят новые дети с более высоким сознанием, являющиеся носителями новых знаний, которых нет у нас учителей «из прошлого»? Как мы должны поступать? Давать ли им только голый предмет, следовать ли бездумно стандартам программы? Ограничивать ли мир детства только своим опытом и пониманием жизни или стать сотрудниками, возвышать детей в своих глазах, верить в их искру божию, гордиться ими. Великий классик украинкой педагогики Василий Сухомлинский советовал коллегам не выстраивать детей под себя, а себя приподнимать до их сознания. Приведу его размышления, изложенные поэтическим языком в моем стихотворении:

Он пламя в Храме Сердца возжигал, Все искры детям щедро рассыпая. До сердца детского свое  приподнимал, Входил в него ничуть не нарушая.

Если вокруг ребенка все время будет звучать возвышающее, ободряющее слово: «Какой ты молодец. Спасибо тебе». Подбадривать его: «Ты все можешь. Я горжусь тобой!», какими они станут? Если уделять внимание устремленным в будущее благородным возвышающим мыслям и внимательно относится к каждому слову, ибо оно творит сознание, воспитывает сердце, укрепляет волю, то результат будет совершенно иной. Ребенок будет честным, порядочным, благородным, высоконравственным, умеющим хранить честь и достоинство. Как талантливо это делают отдельные бабушки, получающие двойной опыт воспитания и успевшие проанализировать свои ошибки. Как прекрасно это получается у отдельных мудрых, тонко чувствующих учителей, обладающих творящим терпением и трепетным оптимизмом в отношении своих детей. На таких учителях держится школа, район, город. Но как редки эти «звезды» на школьном «небосклоне».

И все-таки стремление учителей изменить ситуацию в образовании велико. Этому свидетельствует мощное международное движение учителей Гуманной Педагогики. Это показывают проводимые ежегодные Всеукраинские Педагогические Чтения в Киеве и Международные Педагогические Чтении в Москве. Да и сам факт проведения авторского семинара «Основы гуманно-личностного отношения к Ребенку в образовательном процессе (Система «Школа Жизни»)» академика Амонашвили, для нашего города, района и всего региона, исторический и важный. Его усиливает участие его жены, академика РАО, доктора педагогики, профессора Московского городского педагогического университета Валерии Гивиевны Ниорадзе.
Для кого существует школа? Для учителя или для маленького «спасителя», пришедшего в наш мир из будущего? Не бывает учителя без учеников. Не бывает и учеников без учителя, наставника, воспитателя. Ребенок приходит в мир со своей миссией, своим предназначением и он несет в самом себе, своем внутреннем мире необходимые для их осуществления накопления. То есть ребенок не чистый лист, как часто это понимается старшими. Он приходит с потенциально заложенными в нем качествами и знаниями, которые нужно помочь ему раскрыть. Ребенок приходит в мир, который он не знает или позабыл, и ему нужно все вспомнить. Он ждет помощи, он надеется, что педагог (с латыни переводится как ведущий дитя) станет его поводырем и направит на путь истинный. Он верит нам, взрослым.

Но у взрослых есть свое понимание предназначения человека. Какова цель сегодня у большинства? Материальное благополучие. И школа, выполняя социальный заказ государства: готовит специалистов для рыночной экономики. Что для достижения этой задачи нужно? Хорошее образование. И тут каждый директор, завуч и авторитарный учитель скажет: мы даем хорошие знания, наши выпускники поступают в высшие учебные заведения. Зачем нам ваша Гуманная Педагогика, которая хочет учить нас любить детей. Так звучат объяснения тех, кто не желает менять старую «проверенную» педагогику.

А воспитание? А нравственность? А благородные качества? Решаем ли мы эти проблемы, хотя понимаем, что человеческое в человеке уходит, рушатся нравственные основы, теряется стремление к высокой культуре и вере в высшее предназначение человека. Вот и получается, что мы выпускаем из школы детей с хорошими знаниями, но бессердечными, холодными эгоистами. А замечательный ученый Дмитрий Менделеев давно сказал, что «Дать знания не облагороженному человеку, это все равно, что дать саблю в руки сумасшедшего». Разве мы не видим результаты порочности подобного отношения к проблеме образования без воспитания? Да и образованием это назвать нельзя, так как многие учителя не занимаются самовоспитанием, самосовершенствованием и потому образом для подражания не являются. Но разве можем мы не прислушаться к мнению Льва Николаевича Толстого, что «Истинное воспитание Ребёнка - в воспитании самих себя», и он же говорит нам: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было.

Теперь попробуем, хотя бы вкратце, дать суть Гуманной Педагогики, которую до сих пор пытаются понимать как гуманистическое отношение к ребенку: не бить, не ругать, не грубить. Это слишком примитивный подход к системе, которая вобрала в себя лучший педагогический опыт. Начнем с высказывания Шалвы Александровича: Для воспитания и нынешних, и будущих поколений давно существует куда более совершенная педагогика. Она живет в классическом педагогическом наследии, и имя ей - гуманная педагогика». То есть Гуманная Педагогика это хорошо забытая «старая» классическая или образцовая педагогика. А сам термин нам подарил учитель учителей Константин Ушинский, чье имя носит Одесский педагогический университет и Белгород-Днестровское педучилище. Это он сказал, что «Гуманная педагогика -это развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие». А все, что связано с духом, сердцем, с внутренними глубинными свойствами человека есть категория четвертого педагогического измерения. Это интуиция, вдохновение, воображение, -все то, что хорошо известно как явление творчества поэтов, писателей, художников, мастеров театра и других видов искусства. Но назвал же Константин Ушинский педагогику первой и высочайшей среди всех искусств, ибо она связана с сотворением человека. Разве это все ново и нам неизвестно?

Тогда против чего же восстает сознание учителя? Вернее, что восстает в учителе против классических основ Гуманной педагогики? Нежелание изменять себя, хорошо усвоив «прелести» авторитарной педагогики: «откройте тетради, запишите», «кто пойдет к доске?». Но на таком уроке работает только интеллект, только ум и память. Дети хорошо соображают, но они не вмещают пройденного, и такая педагогика никак не связана с облагораживанием души ребенка.

Дома родители тоже давно позабыли науку о воспитании и не ставят задачу собственного духовного развития, да их никто тоже не учил. Получается, что опыт семейного воспитания мы растеряли, ушли незаметно традиции родового воспитания и гордости за свой род, а в школе учитель утверждает, что ему за воспитание не платят, он должен давать знания. Заколдованный круг, да и только.

Но ведь понятие учителя совершенно другое. Это не просто человек, передающий знания, решающий возникшие конфликты, кого-то отчитывающий, вызывающий родителей, и грозящий двойками. Гуманная педагогика понимает значения слова учитель, как носителя света и проводника живых знаний, изменяющих человека и мир вокруг нас к лучшему, более совершенному. А урок в Гуманной Педагогике становится аккумулятором всей жизни каждого ребенка (У+Рок. У - Ура, Ра, Аура - свет и Рок - судьба) и в пространстве класса и школы каждый день происходит взращивание души каждого юного путника жизни. Но как?

На этот вопрос и будет отвечать в течение пяти дней общения великий учитель академик Шалва Александрович Амонашвили. Он поможет понять природу ребенка, расскажет о сроках развития заложенных в человеке функций, раскроет сложнейшие закономерности и тайны общения между учителем, родителем, учеником.

Память Хатынской трагедии

Женщина года