Иоанн Сучавский

Иоанн Сучавский - православный святой великомученик покровитель Белого города и Бессарабии В Аккермане в 1928 г. вышло его "Житие". В нем повествуется, что Иоанн был христианином, купцом из малоазийскогс города Трапезунда. Он нередко путешествовал на корабле в другие города для продажи или закупки товаров. Между 1313 и 1320 гг. случилось св. Иоанну ехать морем с товарами на корабле. Начальник корабля стал досаждать ему во все время плавания спорами о православии восточной церкви, - начальник корабля был католик. Св. Иоанн без труда оспаривал неправильные мнения своего собеседника чем крайне раздражал его. Начальник корабля решил потому погубить св. Иоанна.

Когда корабль пристал к городу Аспрокастро (Аккерману), капитан явился к начальнику города и обратился к нему с такими словами: "Один человек, прибывший сюда на моем корабле, хочет отступить от христианства и желает присоединиться к вашей вере; постарайся скорее обратить его к своей вере и это сделает тебе большую честь, так как христианин этот человек ученый, разумный и один из знатных жителей города Трапезунда". Аккерманский градоначальник поверил словам капитана, приказал пригласить к себе св. Иоанна, и когда последний явился, он стал склонять его к магометанской вере. Иоанн категорически отказался, и тогда начальник города повелел пытать его. Св. Иоанна раздели и нещадно били палками из шиповника. Тело его покрылось кровью и от невыносимых мук он потерял сознание, тогда его поволокли в темницу. На следующий день страдания мученика возобновились, мучитель опять стал уговаривать отречься от Христа. Но все было напрасно, Иоанн только молился Спасителю. Тогда его снова начали бить и били так, что показались внутренности. Такое зверство произвело ропот даже у присутствующих, но мучитель не унимался, а ожесточился еще больше. По его приказанию привели коня, к хвосту которого привязали за ноги мученика, и один из воинов, сев на коня, поехал по. улицам Аккермана, влача за собой страдальца.
Как ни прискорбно было такое зрелище, однако нашлись люди, которые со злобным смехом провожали мученика, и наконец один из них отсек мечом ему голову. Это случилось на углу улиц Шабской и Софиевской (ныне Первомайская). Наступила ночь и вокруг тела св. Иоанна осветилось место и трое мужей в белых ризах пели и кадили над его останками. Об этом знамении сообщили градоначальнику, который, боясь наказания, велел похоронить мученика, что христиане и исполнили. Тело мученика было похоронено вблизи нынешней греческой (Иоанно-Предтеченской) церкви приблизительно в 40-х годах XIV столетия. Однако есть Другая дата случившегося: 1492 год... Она более подходит к рассказанному, т.к. Аккерманом город стал называться лишь после захвата.его турецко-татарскими войсками в 1484 году. И только после этого года официальной религией турецкого Аккермана стал ислам, в который градоначальник пытался обратить св. Иоанна. Позже с согласия молдо-влахийского митрополита Иосифа мощи св. Иоанна молдо-влахийский воевода Александр перевез в город Сучаву (Сочаву), где они и хранятся до сих пор в специально построенном монастыре.
1 сентября 1884 года по ходатайству священника Иоанна Енакиевича, настоятеля кладбищенской церкви г. Аккермана частина Мощей св. Иоанна (конец голени правой ноги) была перенесена из Сочавы в Аккерман и положена в кипарисовой раке, в серебряном ковчежце в часовенке рядом с Греческой церковью. К мощам святого стекались люди со всех концов Бессарабии, проси заступничества и покровительства. Кроме первоначальной могилы св. Иоанна Нового Сучавского бессарабские христиане до сих пор почитают Прасковьевскую криницу. Это самородный источник, к которому по преданию св. Иоанн часто приставал, чтобы взять из него пресной воды. На стене каплички, построенной 3 источника, долго красовалась икона св. Иоанна Нового. По рассказам людей водой из этого источника многие верующие христиане исцелялись.

Хан Ногай

Апостол Андрей Первозванный