Гуманная педагогика
Гуманная педагогика
Пять дней в Белгороде-Днестровском в Центре культуры и досуга проходил авторский семинар академика Российской академии образования (РАО), доктора психологии, профессора Московского городского университета, руководителя Международного центра гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили, посвященный гуманной педагогике и ее распространению в школьный процесс. В семинаре принимала активное участие его жена академик РАО, доктор педагогики, профессор Московского педагогического университета Валерия Гивовна Ниорадзе. Пять дней учителя не только нашего города и района, но и из других районов области общались с этими замечательными людьми, немало делающими для того, чтобы гуманная педагогика шире вошла в школьную жизнь, помогая подрастающему поколению взрослеть, расти духовно и физически.
Гуманная педагогика... А разве она может быть не гуманной? Оказывается, может. И зовется она авторитарной педагогикой. Название говорит само за себя: это педагогика, основанная на приказе, жестком повиновении ученика учителю и, как результат, - подавление воли, самостоятельности детей.
- Для воспитания нынешних и будущих поколений давно существует куда более совершенная педагогика, - уверен Шалва Александрович. - Она живет в классическом педагогическом наследии, и имя ее - гуманная педагогика. Гуманным может тогда и педагогика его будет доброй и радостной.
Пять дней участники семинара внимательно слушали и вели записи, размышляли вместе с руководителями семинара и постигали суть гуманной педагогики. Шалва Александрович задавал учителям вопросы, просил записать их и не спешить с ответами. Он предложил каждому участнику ответить на вопрос: какой вы есть учитель (руководитель, воспитатель) - авторитарный, властный, требовательный, строгий, добрый, с юмором или без него. И добавил, что есть три типа учителей: те, которые объясняют все, те, которые жалуются на все, те, которые вдохновляют. А какие вы?
Свои мысли о педагогике, о воспитании детей Ш. Амонашвили черпает из классического педагогического наследства таких педагогов, как Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, к идеям которого Шалва Александрович обращается особенно часто и считает книгу Сухомлмнского «Сердце отдаю детям» самым большим подарком для учителей.
Известный педагог К.Д. Ушинский утверждал, что гуманная педагогика развивает дух человеческий, а не лишь формально развивает ребенка.
Каждый день занятия длились 7 часов и были они насыщенными, разнообразными по содержанию и очень непростыми. Также на занятиях помогут научиться быстро печатать. Это были не только лекции, но и практические занятия (уроки, парты для этого были установлены прямо на сцене) с учениками городских школ и с наиболее смелыми учителями (а их оказалось немало). Шягта Александрович и его жена Валерия Гивовна говорили, как бережно нужно обращаться с детьми, приводя примеры из своей практики, напоминая, как легко ранить ребенка и тогда его душа закроется для учителя.
Первый практический урок был проведен с учениками второго класса школы №3. Этот урок был посвящен доброте. Дети были раскованы, нетерпеливо тянули руки, стремясь ответить на вопросы учителя. Но не сразу все поняли, что же хотел услышать от них Шалва Александрович. В общем-то, это был больше урок для взрослых, чем для детей, но, думаю, что и второклассники запомнят этот урок. Хорошие дети воспитываются в третьей школе. Наверное, потому, что у них хорошие учителя. Шалва Александрович сделал только одно замечание: не учите детей тянуть руки. Старайтесь подойти на уроке к каждому, выслушать, прикоснуться к пальчикам, пошептаться. Он и в следующие дни не раз напоминал, что учить детей тянуть руки не стоит.
Передать все, что увидели и услышали участники семинара за эти 5 дней, трудно, просто не хватает слов. Ведь там были задействованы и слух, и зрение, и чувства, и было много неожиданного, что не укладывается в привычные педагогические нормы. Но начало освоения гуманной педагогики в нашем городе положено. Именно начало, потому что гуманная педагогика требует от учителя глубины в работе, нового взгляда на ребенка, умения быть с ним на равных, потому что дети это не будущие личности. Они личности уже сейчас и их не просто понять. Потому авторитарная педагогика и не утруждает себя глубокими раздумьями, а лишь руководствуется принципами: делай, как я сказал, и все. Так легче учителям, а как при этом ребенку, их не интересует.
Многие темы были подняты на семинаре: профессиональные и общечеловеческие, христианские и атеистические... У христианства и педагогики много общего. Они занимаются воспитанием человека. Религиозное чувство рождает религиозное сознание. Это высший уровень сознания человечества.
Проведение такого семинара в нашем городе стало возможно благодаря подвижническому труду Валерия Кучеровского, помощи директора педучилища Владимира Герасименко и многих других преподавателей этого учебного заведения. Но такой семинар, как первая ласточка, лишь предвестник весны - появления почитателей гуманной педагогики.
После третьего дня семинара в горисполкоме состоялась встреча с городским головой Н. Даценко. После обмена мнениями, подарками было высказано предложение о создании на базе школы №11 областного центра лаборатории гуманной педагогики. Был заключен соответствующий договор между начальником городского отдела образования В. Бондаренко, директором педучилища В. Герасименко, директором школы №11 Е. Шмельковой, руководителем Международного центра гуманной педагогики Ш. Амоношвили и городским головой Н. Даценко о создании такого центра.
Внедрение гуманной педагогики в нашем городе только началось, и будем надеяться, что оно будет успешным.
В городе будут работать по методике Ш.А. Амонашвили
Обращение городского Совета ветеранов