Знаменитые исторические личности посетившие город Белгород-Днестровский и оставившие след в его истории. Знаменитые исторические личности изменившие ход истории.
Царь Понтийского царства Митридат VI Евпатор Дионис Великий (132-63 г. до н.э.)правил со 121 до 63 г. Он родился в Синопе от Лаодики, дочери Антиоха Епифана. После смерти отца бежал от козней матери в горы, где скрывался 7 лет. Утвердившись во власти, он окружил себя греческими сановниками и офицерами. Призванные греческими городами на Херсонесе Таврическом, его полководцы Диофант и Неоптолем победили скифов и тавров, теснивших Херсонес, захватили Босфорское царство, подчинив его Митридату. В честь этих побед Неоптолем приказал построить большую башню, о которой затем упоминали многие историки. Башня Неоптолема находилась у села Беленького на берегу моря. Успехи полководцев положили начало владычеству Митридата в Северном Причерноморье. В 108 году до н.э.
Кто не знает знаменитый древнегреческий миф об Ясон и Аргонавты? Герои под предводительством Ясона отправились в Колхиду на корабле "Арго" за золотым руном, которое охранялось драконом. С помощью волшебницы Медеи, полюбившей Ясона, аргонавты захватили золотое руно и благополучно вернулись с ним в Грецию. Но кроме имени Ясона мало кто знает имена других героев- аргонавтов. Вот как названы они в мифах Эллады: "Согласился принять участие в походе сам Геракл. Собрались все герои в Иолке. Кого только не было среди них: здесь были и гордость Афин могучий Тесей, и сыновья Зевса и Леды, Кастор и Полидевк со своими братьями Идасом и Лин-кеем, и крылатые герои Калаид и Зет, сыновья Борея и Орифии, и Мелеагр из Калидона, и могучий Анкей, и Адмет, и Теламон, и многие другие, среди героев был и певец Орфей".
Мало кому известно, что при возвращении из Колхиды легендарные Ясон и Аргонавты побывали в Тире, городе-полисе на правом берегу Днестра. "Когда "Арго" вышел в открытое море, подул попутный ветер, - повествует миф. - Герои распустили паруса, и "Арго" быстро понесся по волнам Эвксинского Понта.' Три дня плыли герои. Наконец вдали показались берега Скифии... Тогда аргонавты приплыли к устью Истра, увидели они, что все устье его и все острова заняты войсками колхидцев, которые прибыли туда кратчайшим путем".
Князь Игорь - князь киевский, летописец называет его "великим князем русским". Сын легендарного варяжского конунга Рюрика. Начал княжить в Киевской Руси в 912 году после смерти дяди своего князя Олега, который правил по его малолетству. Первым из русских князей столкнулся в 914 году с печенегами. Торговые и культурные интересы киевский князь Игорь Рюрикович сосредоточил на южной соседке Византийской империи. Первый поход Игоря с дружиной на Византию состоялся в 941 году. С флотом в несколько сотен ладей киевский князь Игорь Рюриковичпристал к берегам Вифинии, подошел к стенам Константинополя. Но греки применили "греческий огонь", от которого уцелели только десять русских судов. На них князь Игорь и вернулся обратно в Киев. Под 944 годом "Повесть временных лет сообщает: "киевский князь Игорь Рюрикович же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и славян, и кривичей, и тиверцев - и нанял печенегов, изаложников у них взял, - и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя." Известно, что тиверцы и уличи жили по Днестру и сначала были независимы от киевских князей. Именно в Белом городе князь киевский князь Игорь Рюрикович встретился с вождями тиверцев и договорился с ними о совместном походе на Византию. Когда соединенное войско Игоря переправилось через Дунай, его встретили византийские послы, предложили богатый выкуп, который Игорь принял и возвратился в Киев. На следующий год византийцы прибыли в Киев для подтверждения этого мира. Игорь отправил с ними своих послов в Константинополь (Царьград), где и был подписан самый известный в X веке русско-греческий мирный договор.
Княгиня Ольга - великая княгиня Киевской Руси, в крещении Елена, была женой князя Игоря Рюриковича. После смерти мужа взяла в свои руки бразды правления и проявила энергичную деятельность по усмирению многих племен, в частности, древлян, убивших Игоря. Утвердив свою власть и добившись внутреннего спокойствия, княгиня Ольга перешла к вопросам внешней политики. Приобщение к европейской культуре путем принятия христианства грозило в то время потерей самостоятельности, вовлечением путем церковного подчинения Византии в политическую зависимость от нее. Великая княгиня Ольга сделала попытку договориться с греками без ущерба для Отечества. Для этого она отправилась с большим посольством в Константинополь. По пути она остановилась в Белгороде, где еще с часов Андрея Первозванного была христианская община. Она знала об этом от своего мужа Игоря, который бывал здесь. Ольга долго беседовала с белгородскими христианами и укрепилась в своем желании принять христианскую веру. Прибыв в Царьград, она получила желаемые обещания от императора Константина VIII Порфирородного и крестилась под именем Елены.
Князь Олег - князь Киевской Руси. По летописной традиции основатель династии Рюрик перед смертью назначил своего родственника (брата жены) Олега правителем при своем малолетнем сыне Игоре. Три года князь киевский Олег оставался в Новгороде, а затем с дружиной направился на юг. Обманом захватив и убив последнего князя из династии Киевичей Аскольда, он остановился в Киеве. Подчинил все соседние племена, и лишь уличи, жившие по Днестру, сохранили полную самостоятельность.
В 907 году Олег предпринимает поход на Византию. Летописец так говорит об этом: "В год 915 пошел князь киевский Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славяне, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи; этих всех называли греки "Великая Скифь".
Князь Святослав - великий Киевский князь, внук Рюрика, сын Игоря и Ольги, отец Владимира - Крестителя. "Учила его мать принять крещение, - говорит летописец, - но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал..." Этот князь-воин остался верен вере своих предков и не принял христианства, как мать его, княгиня Ольга. "Когда киевский князь Святослав Игоревич вырос и возмужал, стал он собирать много воинов Храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах,- такими же были и прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". Впервые киевский князь Святослав Игоревич побывал в Белом городе в 967 году, когда пошел с дружиной на болгар. "И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславие, беря дань с греков. Боялись его все - и печенеги и византийцы, все дань ему платили. Но не хотел князь-воин сидеть в стольном Киеве с боярами: "Сказал киевский князь Святослав Игоревич матери своей и боярам своим: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславие на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии - серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы".
Геракл - величайший герой древности, сын верховного бога греков Зевса и дочери фиванского царя Алкмены. Имя свое он получил из-за преследований супруги Зевса богини Геры (Геракл - в переводе "совершающий подвиги из-за гонений Геры"), а настоящее его имя "Алкид - сильный". Он совершил известные двенадцать подвигов, обессмертившие его имя. После смерти Геракл был взят на небо и стал бессмертным богом. Гера, забыв свою ненависть, отдала Гераклу в жены дочь свою, вечно юную богиню Гебу.
В четвертой книге своей "Истории" Геродот писал: "В скале у реки Тираса местные жители показывают отпечаток ступни Геракла, похожий на след человеческой ноги длиной в два локтя. Таков этот след". Легенда утверждает, что на этой скале стоит цитадель нашей крепости, другая легенда, сложенная в нашем крае и записанная Геродотом, объясняет происхождение следа ступни Геракла.
В ней говорится о том, что Геракл в поисках сочной травы для своих быков погнал стадо их к Понту Эвксинскому Черному морю Долго шло стадо и остановилось на морском берегу. Но здесь не было пресной воды для питья, и Геракл погнал быков дальше к северу. Остановились они у реки Тирас.
Нет, наверно, человека, который хотя бы однажды не слышал имени этого великого грека, "Отца Истории". Родился Геродот между 490 и 480 гг. до н.э. в городе Галикарнасе, умер в 425 г. до н.э. в Афинах. В молодости участвовал в борьбе с тиранией, жил в изгнании. Много путешествовал: посетил Малую Азию, Вавилон, Финикию, Египет, многие греческие города. Прошел все побережье Черного моря вплоть до Ольвии, собирая сведения о скифах, наших предках.
Был близок к вождю афинской демократии Периклу.
Главный труд Геродота, принесший ему всемирную славу, условно названный "История" посвящен греко-персидским войнам 500-449 г. до н.э. Историчность главной темы, грандиозность и единство замысла сделали труд Геродота первым настоящим историческим произведением и дали право его автору на почетное имя "Отца Истории". Книга разделена на девять частей по числу муз. В четвертой части, "Мельпомена", муза - покровительница трагедии, театра дается первое в античной литературе систематическое описание жизни и быта скифов.
Дарий 1 Гистасп - персидский царь, прежде чем идти войной на греков, решил обеспечить себе тылы и пошел войной на скифов. Надеясь на легкую победу, т.к. его войско превосходило в десять раз войско скифов и считалось непобедимым, Дарий 1 перешел Дунай и углубился в "Гетскую пустыню", нынешнюю Бессарабию. Интересное объяснение причины похода Дария 1 высказал Помпей Трог. Он писал: "...скифы жили мирно до времени царя Иантира Иданфирса. Против этого последнего персидский царь Дарий пошел войной за то, что не получил руки его дочери, и вступил в Скифию". А вот что писал древнегреческий географ и историк Страбон: "Между гетами и Понтийским морем от Истра по направлению к Тире лежит Гетская пустыня, ровное и безводное пространство, где Дарий, сын Гистаспа, в то время как перешел за Истр для похода на скифов, был захвачен в ловушку и рисковал погибнуть со всем своим войском от жажды". Историк Б. Н. Граков размышлял по этому поводу: "Рассказ Страбона о том, что Дарий попал в ловушку между Днестром и Бугом, можно расценивать и как максимальное продвижение войск, и как конечный - уже при возвращении - этап пройденного им по Скифии пути. Ведь и Геродот рисует последними местами событий места около Дуная".
Иданфирс. В своей книге "Из истории культуры Древней Руси" академик Б. А. Рыбаков писал: "В VII веке до н. э. причерноморские степи заняли племена скифов..." Покорив Вавилон, персидский царь Дарий I Гистасп в 514 г. до н.э. предпринял грандиозный поход на Скифию. Переправившись через Дунай, его войско ринулось в Гетскую пустыню - нынешнюю Бессарабию, и здесь его встретил вождь скифов Иданфирс. О нем мы знаем благодаря "отцу истории" Геродоту. Армия персов более чем в десять раз превосходила скифское войско, а потому Иданфирс избрал тактику маневрирования, временного отступления, которую в 1812 г. так же успешно использовал Кутузов. Война затягивалась, пишет Геродот: "и Дарий отправил всадника к царю скифов Иданфирсу с приказанием передать следующее: "Чудак! Зачем ты все время убегаешь, хотя тебе предоставлен выбор? Если ты считаешь себя в состоянии противиться моей силе, то остановись, прекрати свое скитание и сразись со мною. Если же признаешь себя слишком слабым, тогда тебе следует также оставить бегство и, неся в дар твоему владыке землю и воду, вступить с ним в переговоры".